Диагностика задвижек

Описанные в первой части статьи технологии, созданные в рамках проекта «Импакт Россия», могут быть применены и к различным другим видам запорной арматуры, например, к клиновым задвижкам. Особенностью применения контроллеров Импакт для диагностики задвижек является возможность работы на задвижках как при наличии перепада давления, так и без него. Единственным ограничением является положение задвижки – она должна находиться в закрытом состоянии. При отсутствии перепада давления задвижки диагностируются с применением вибрационного воздействия при помощи излучателя. При наличии перепада давления производится оценка величины протечки по технологиям AudioDNA и SoundPrint. Однако, для задвижек, имеющих в качестве запорного органа вращающийся диск, процедура диагностики при помощи диагностического контроллера Импакт может быть проведена в любом положении задвижки. Знакомство с данными технологиями будет предложено в других частях статьи. Вместе с тем, работа диагностического контроллера Импакт позволяет контролировать величину перетока в случае, когда задвижка работает в режиме регулирования, а функции контроля входного воздействия позволяют реализовывать слежение за правильностью работы приводов задвижек и обеспечивать обратную связь для правильного поддержания линейной характеристики регулирования и контролируемого функционирования привода задвижки.

Здесь, почти в самом начале статьи, также необходимо сделать некоторое отступление и коснуться вопросов организации процесса диагностики, составления заключений экспертизы промышленной безопасности и порядка продления ресурса запорной арматуры. Распространённое мнение эксплуатирующих организаций, как впрочем, и подразделений Ростехнадзора заключается в том, что правилами и законами не указывается, что необходимо проводить экспертизу запорно-регулирующей арматуры, поэтому экспертиза промышленной безопасности готовится на весь объект (например, трубопровод). Однако можно заметить, что линейная часть трубопровода, а проще говоря, труба и элементы запорно-регулирующей арматуры, краны и задвижки, являются изделиями, имеющими принципиально различающиеся конструктивные исполнения, поэтому они ни в коем случае не могут быть подвергнуты одинаковым методам диагностики. Следовательно, создание однотипной ЭПБ на данный комплекс устройств, которым является трубопровод, неправомерно. Другим мнением является то, что у кранов и задвижек запас прочности больше чем у трубы. Существование данных точек зрения приводит к тому, что диагностика трубопровода, включающего в себя линейную часть и запорно-регулирующую арматуру ограничивается исследованием лишь целостности стенки трубопровода, а также исследованием корпусов арматуры с точки зрения герметичности по отношению к окружающей среде. Данное исследование корпусов арматуры ограничивается визуально-измерительным контролем и исследованием сплошности основного металла ультразвуковыми методами. Если же рассмотреть понятие исправности запорно-регулирующей арматуры, то выяснится, что исправной может считаться лишь та арматура, которая имеет не только герметичную оболочку, но и также исправный запорный орган (шар, клапан), а также исправный и работоспособный привод. Обращаясь к практике эксплуатации, кран, имеющий привод, на котором прокладка пневматического поршня частично разрушена, также не может считаться исправным. Очевидно, что исследование ЗРА при помощи визуально-измерительного контроля или ультразвукового сканирования не даёт ответа на вопрос об исправности данного устройства и о способности его выполнять свою основную функцию, а именно, перекрытие или регулирование потока среды. Следует напомнить, что диагностические контроллеры Импакт разработаны с учётом данных реалий и позволяют судить о способности арматуры выполнять свою основную функцию. Конечно, на рынке существует ряд приборов, способных сделать заключение об исправности ЗРА путём регистрации наличия перетока на закрытой арматуре, которая стоит на перепаде давлений в закрытом состоянии, работающих с использованием метода АЭ (акустическая эмиссия), однако, существует ряд трубопроводов, перекрытие которых для проведения исследования невозможно по экономическим (контрактным) соображениям. Это в первую очередь, экспортные трубопроводы, которые должны работать в непрерывном режиме. Однако, арматура данных трубопроводов должна быть проверена на работоспособность с минимальными издержками для того чтобы иметь уверенность в том, что при возникновении внештатных ситуаций, таких как повреждение трубопровода она вовремя и в полном объёме осуществит функцию перекрытия аварийного участка трубопровода. Другим способом сделать экспертное заключение о работоспособности ЗРА является вырезка с последующей отправкой арматуры на стенд. Следует понимать, что данный способ крайне дорог и неэффективен с экономической точки зрения. Поэтому диагностические контроллеры, работающие в режиме online, в данном случае являются наиболее разумным решением.